12 апреля, в 200-й день рождения писателя, к подножию памятника Александру Островскому в музее-заповеднике Щелыково в Костромской области понесут цветы. Там непременно будут букетики его любимых ландышей. В имении Островского студенты Щепкинского училища сыграют «Грозу». Все желающие смогут отметить день рождения драматурга вместе с его потомками – в Шелыково в этот день приедут многие из рода Островских.
Для читателей «АиФ» гидом, нет, не по музею, скорее по всему периоду жизни драматурга в Щелыково, выступила заместитель директора музея-заповедника Нина Семёновна Тугарина:
«Александр Островский приехал в Шелыково молодым, восторженным, влюблённым в жизнь человеком. И здесь, спустя почти 40 лет нашёл свой последний приют на церковном кладбище…»
Он любил тепло и солнце
В первый раз Александр Островский побывал в имении отца в 1848 году. Добирался долго, около десяти дней – через Сергиев Посад, Ярославль, Кострому… Впечатления от поездки позже наполнят многие его произведения.
Апрель, природа оживает, в деревнях – народные гулянья, крестьянки в нарядных сарафанах. Всю дорогу они с приятелем считали, сколько красивых девушек встретили на пути.
«Он напишет «Снегурочку» через несколько лет, но именно эта поездка в Щелыково подарила ему образы и темы для пьесы. В том числе – тему тепла и холода. Александр Николаевич очень любил тепло, солнце… Если чувствовал холод – и физически, и в отношениях – мог раскланяться и уйти», – отмечает Нина Тугарина.
Щелыково встретило Островского солнечной погодой, цветущей черёмухой, душистыми ландышами… Так это имение стало самым любимым местом на земле. Да, он проводил зиму в Москве, работал в театре, много общался с актёрами. Но отдыхал, творил и по-настоящему жил в родных стенах, в окружении большой семьи и друзей.
«Разлука с семьёй отравит всё удовольствие»
У Островских было шестеро детей. Мария Васильевна, вторая жена Александра Николаевича, была моложе его на 23 года. Он был очень заботливым отцом и мужем…
«Когда болел кто-то из детей, у Александра Николаевича от волнения пропадал голос. Его беспокоило всё, что касалось детей – как они себя чувствуют, тепло ли одеты, как учатся… Ему не раз предлагали поехать за границу. И всякий раз он отвечал отказом: «Я не могу уехать надолго, разлука с семьёй отравит мне всё удовольствие», – рассказывает Нина Тугарина.
Он был добр и нежен с детьми. Самым строгим наказанием считалось приглашение посидеть в его кабинете. Сидеть нужно было молча. Александр Николаевич полагал, что так он приучает детей мыслить.
Кресло для рыбалки
В уютное дворянское поместье часто приезжали актёры, писатели, художники… Говорили, спорили, читали вслух на террасе за чаем и много гуляли по живописным окрестностям. А еще рыбачили. Рыбалка для Александра Островского – одно из любимых увлечений.
«На лошадях выезжали на Меру – неводом ловили рыбу, жгли костры, варили уху. В приятелях у Александра Николаевича был дьякон местного храма, большой знаток рыбной ловли. Ему дали забавное прозвище – Морской министр».
На бурной холодной речке Куекше Островский ловил рыбу с плота. Крестьяне сделали для Александра Николаевича специальное рыболовное кресло на рессорах – ему и вставать не надо было, только следи за поплавком и успевай снимать с крючка небольших щучек.
В имении около дома был красивый парк с прудом. Посреди воды – небольшой остров. Рыболовное кресло вместе с хозяином и там находило приют. Рыбалка давала возможность отдохнуть и сосредоточиться… Брат Андрей вспоминал: «Сидит с удочкой, спрашиваю: «О чём задумался?» А он отвечает: «Пьеса почти готова, да концы не сходятся».
Вместе с семьёй и друзьями Александр Островский часто ходил за ягодами и грибами. Они устраивали пикники на цветущем лугу – с самоваром, вареньем, пирогами… Александр Николаевич особенно любил пироги с визигой.
У Островских было большое хозяйство. Поле напротив дома засеивали зерновыми. Держали коров, лошадей. В огороде росли, овощи, зелень, несколько видов салата, спаржа. Богатый урожай давали плодовые кустарники – смородина, крыжовник, а также клюква и земляника.
Столярных дел мастер
Рыбалка – не единственное увлечение писателя. В холодную (и нелюбимую) погоду он оставался дома и мастерил. В музее есть письменный стол и книжная полка, которые Александр Николаевич сделал сам. Его часто можно было застать в мастерской, где он выпиливал рамочки для фотографий, резные ножи, табакерки. И всегда это были замысловатые растительные узоры.
В фондах музея сохранился редкий экземпляр, созданный руками драматурга, – барометр в образе монаха. Когда атмосферное давление повышается, с головы монаха падает капюшон.
Ещё одно занятие, которое увлекало Островского – пасьянс. В карты он играл нечасто, только в семейном кругу. А вот сложные пасьянсы мог раскладывать часами. В музее – пожалуйста! – можно увидеть и небольшой ломберный стол, и две колоды карт писателя.
А пасьянс – это ведь тоже как релакс, возможность сосредоточиться и дать передышку уставшим рукам.
«У Александра Островского была стенокардия, в народе это заболевание называли «грудной жабой». Как следствие – боль в руках. Болезнь не раз вызывала серьёзные приступы. Один из них стал причиной его смерти…»
Александр Николаевич умер в своём кабинете 14 июня 1886 года. Он работал над переводом пьесы «Антоний и Клеопатра» Шекспира, когда ему стало плохо. Рядом была старшая дочь Мария. Александра Островского похоронили около храма святителя Николая в Бережках. Там же покоятся его отец, жена, дочь и внучка.
Музею повезло
Последним владельцем имения Щелыково был сын драматурга Сергей Александрович. Уже тогда он старался из дома сделать подобие музея. Кабинет Александра Николаевича был заперт, чтобы всё оставалось, как при его жизни. За домом присматривал управляющий Любимов, который многие годы служил у Островских.
Конечно, время вносило свои коррективы. В усадьбе размещались исполком, детский приют. В конце 20-ых годов здесь открылся Дом отдыха актёров Малого театра. В годы Великой Отечественной войны его приспособили под пионерский лагерь. И наконец, в 70-ые годы прошлого века задумались о создании музея-заповедника.
«Музею повезло – много предметов быта, личных вещей Александра Николаевича передали его дети и внуки. Мы стараемся сохранить умиротворяющую атмосферу, которая всегда была в доме Островских. В наших залах нет никаких ограждений, стеклянных колпаков – попадая в музей, вы оказываетесь дома у великого драматурга и очень радушного человека. Тепло этого дома чувствуют все наши гости. Они так проникаются судьбой Александра Николаевича, что многие плачут в его кабинете…»- отмечает Нина Тугарина.
Отец русского театра
Можно много говорить об Островском, вспоминать его замечательные пьесы, на которые до сих пор с интересом идут зрители – спустя столетия они продолжают находить в них ответы на свои вопросы, узнавать себя в героях его произведений.
Александр Николаевич Островский создал русский репертуарный театр, и сегодня он остаётся его ведущим драматургом. 47 оригинальных пьес, переводы драматургических произведений с пяти европейских языков! В центре его творчества – человек. В разных своих проявлениях, часто – в слабостях и искушениях. Но всегда – живой человек, с самыми обычными потребностями и желаниями – жениться, выйти замуж, обзавестись домом…
Одним из первых Александр Островский ввёл в театр разговорный язык. Его герои говорят живым языком. До Островского в театр ходили дворяне. К Островскому пришёл простой человек, и театр стал самым массовым видом искусства, свидетельством зрелости нации…
«Сама жизнь Александра Островского была материалом для его произведений. Он любил и умел слушать людей, был очень внимателен ко всем деталям. Александр Николаевич был очень органичным и одарённым человеком. Я много лет работаю в Щелыково, изучаю творчество драматурга. И спустя всё это время я могу с восторгом сказать: «Островский – не исчерпаем!», – говорит Нина Семёновна Тугарина и приглашает всех в гости к великому русскому писателю, в его уютный, приветливый дом.