Как ювелиры создали Маршальские Звезды: воспоминания Виктора Беляева

Мы многое знаем о ювелирном искусстве — написаны книги, сняты фильмы, проведены выставки. Но почти ничего не известно о другой, не менее важной его стороне: истории создания орденов — наград, вручавшихся героям страны, защитникам Отечества, тем, кто вершил нашу историю.

   
   

Об этом уникальном направлении ювелирного искусства рассказывает заслуженный художник России, ювелир Виктор Александрович Беляев — человек, начинавший свой путь рядом с теми, кто создавал высшие награды Советского Союза, включая Маршальские Звезды.

Виды Маршальских Звёзд

Существует два вида Маршальских Звёзд — большого и малого типа.

Звезда большого типа — это высший знак воинского отличия, который вручали маршалам Советского Союза, а позднее — одному маршалу Российской Федерации. Награда представляет собой внушительную золотую пятиконечную звезду с гладкими, чётко гранёными лучами, поверх которой наложена звезда из платины меньшего размера — словно сверкающий акцент на уже величественном символе.

Фото: семейный архив Виктора

Звезда малого типа вручалась маршалам отдельных родов войск — артиллерии, авиации, бронетанковых войск, инженерных войск и войск связи. Позже её также получали адмиралы флота и генералы армии. Несмотря на более скромный статус, она сохраняла ту же форму и изящество, оставаясь символом высокого воинского звания и ответственности.

Фото: семейный архив Виктора

Ювелиры войны

В 13 лет я пришёл работать на Московскую ювелирно-часовую фабрику. Это был 1950 год. Меня приняли учеником ювелира. Моим наставником стал Казёнов Прокопий Кузьмич — настоящий мастер, который дал мне по-настоящему отличную школу ювелирного дела. Учёбу я прошёл быстро: вместо положенных трёх лет справился чуть больше чем за полтора месяца. В 15 лет уже получил 4-й разряд и работал наравне с мастерами — с материальной ответственностью.

Цех, где я начинал, находился на третьем этаже. Там стояли всего три верстака — на девять рабочих мест. Меня подсадили к опытным мастерам — именно они в своё время создавали знаменитые Маршальские Звезды — высшую военную награду СССР.

   
   

Цех без отопления, но с историей

Условия были тяжёлые: помещение не было приспособлено для работы: зимой, вместо дров, мы топили печь всем, что попадалось под руку, металл мы плавили прямо в цеху, поэтому постоянно стоял густой смрад. А ведь системы вентиляции попросту не было. Инструмент собирали кто как мог — у кого что было дома, что-то покупали на рынке. Специального помещения для отдыха не было — ели и курили прямо на рабочих местах. За вредность нам выдавали молоко. Для пайки каждому мастеру полагался спирт. Пайку делали буквально ртом — дули через тонкую трубочку, которую называли «фефка». Но спирта не хватало: им также грелись.

Но именно в таких условиях создавались настоящие произведения искусства. Люди работали с полной самоотдачей. Создавали Маршальские Звезды — не просто ювелирное изделие, а символ триумфа целой страны.

Кто решал, как будут выглядеть Маршальские Звезды

Проект был учреждён в 1940 году по указу Иосифа Сталина. Для младшего состава придумали медаль «Слава» трёх степеней, а звезду — только для командного состава. Исполнить его доверили нашей фабрике. Почему? Только у нас работали ювелиры, умеющие обращаться с драгоценными камнями.

Руководителем проекта назначили Ивана Фёдоровича Казёнова — мастера, который в своё время работал у самого Карла Фаберже. На конкурсе художников форму ордена представил художник из Большого театра. Сталину в целом понравился предложенный эскиз, но он сделал принципиальное замечание: в центре изделия не должно быть профилей ни его самого, ни Ленина. «Войну ведёт народ», — сказал он.

Незаконченный эскиз привезли на Московскую ювелирно-часовую фабрику. Ювелиры обсудили замечание, и гравёр Василий Сысоевич Соколов выступил с идеей: вместо портретов — изобразить стену Кремля с Мавзолеем и Спасской башней, ведь именно откуда бойцы уходили на фронт. Это предложение было одобрено и лично Сталиным, и органами НКВД. После этого проект передали в работу Казёнову.

Он начал с того, что составил список мастеров, способных выполнить эту задачу.

Маршальские звезды: люди, которых отозвали с фронта

Для реализации проекта составили список ювелиров, способных выполнить задачу. Нескольких даже отозвали с фронта. Я бы хотел перечислить всех, кто трудился над орденом:

  • Казёнов Иван Фёдорович — руководитель
  • Арданов Иван Викторович — бригадир
  • Филинов Михаил Иванович и Максимов Николай Васильевич — закрепщики
  • Орлов Сергей Николаевич — монтировщик
  • Казёнов Прокопий Кузьмич — штамповщик
  • Соколов Василий Сысоевич — гравёр
  • Турчанов Николай Сергеевич — огранщик
  • Батин Яков Иванович — шлифовщик
  • Коновалов Демьян Григорьевич — изготовитель замков
  • Верновский Евгений Васильевич — директор

Когда своих бриллиантов не было

Когда Сталин пожелал заменить царские знаки на звёзды на башнях Кремля, он дал указание изготовить звезду из драгоценных камней, добываемых в СССР. Однако когда звезду подняли и Сталин вышел посмотреть на работу, он немедленно велел снять её. Дело было в том, что на такой высоте звезда теряла эффектность и выглядела бледной, словно в тумане.

Аналогичная ситуация произошла и с Маршальскими Звездами. Сталин настаивал на использовании только отечественных материалов. Однако в 1940-х годах в СССР просто не было собственных бриллиантов — они появились лишь в 1956 году. Рубины были, но для этой задачи попросту не подходили. Поэтому полностью выполнить указание не удалось.

Позже, когда камни появились, мы создали Маршальские звёзды — сначала для командного состава, а затем и для маршалов рода войск. В этих работах участвовал и я.

Память, запаянная в металл

Я всегда говорил и говорю: давайте помнить имена ювелиров, кто создавал награды, которые носили наши герои. Это был настоящий трудовой подвиг. Он не был на передовой, но был частью большой Победы.