Модернизация транспортной системы в Костроме дает первые результаты

Костромичи уже оценили преимущества новых автобусов, бесплатных пересадок и абонементов.

   
   

Изменения назрели

О необходимости изменить систему пассажирских перевозок жители Костромы писали в социальных сетях каждый день, выкладывая в качестве доказательства фотографии ПАЗиков с прогнившим полом, жалобы на невозможность уехать домой после 8 вечера, истории высадки детей в мороз, когда у тех не хватало денег оплатить проезд. Несколько лет именно транспорт возглавлял перечень городских проблем.

«Изменения назрели. И я думаю, что я не одинок в этом мнении. Реформа напрашивалась, ее нужно было проводить. Беспорядков было очень много. Сейчас три перевозчика, а было до этого сколько частников? По 5-6 маршрутов выигрывали в конкурсах. Машины в рейсы не выходили, а с них и не спрашивали ничего. Ходили, как хотели, графики не соблюдались», - прокомментировал председатель регионального совета ветеранов работников автомобильного транспорта Олег Платов. Олег Сергеевич проработал в сфере транспортного обслуживания населения более 20 лет, в том числе, на руководящих должностях транспортных предприятий.

Подготовка к изменению транспортной системы областного центра шла около двух лет. На основании изучения пассажиропотока аккредитованная компания  предложила городу варианты решения проблемы. Основные - изменение взаимоотношений с перевозчиками, перевод их на брутто-контракты, при которых  перевозчикам оплачивается  не количество перевезенных пассажиров, а соблюдение расписания. А также корректировка маршрутной сети, обновление пассажирского транспорта и обязательное введение системы  безналичной оплаты проезда. Администрация города Костромы  признала, что не сможет реализовать данную задачу ни финансово, ни организационно,  и попросила помощи у региональных властей. В результате, реализацию всего проекта по созданию в Костроме новой транспортной схемы взяли на себя областные власти.

Не выполнил задание – останешься без денег

В ходе открытых конкурсных процедур были определены оператор перевозок и три перевозчика, которые закупили 250 новых автобусов большой, средней и малой вместимости. В том числе, заменили устаревшие и слишком дорогие в облуживании троллейбусы. Этот вид транспорта в Костроме уже давно не отвечали требованиям горожан и развивающегося города. На маршруты выходило не более 12 машин,  которые перевозили не более 4 % всех пассажиров. А затраты на полную модернизацию троллейбусного движения исчислялись несколькими миллиардами рублей. Поэтому было принято решение о замене троллейбусов на новые автобусы. При этом, по информации регионального департамента транспорта, власти рассматривают в перспективе введение в Костроме в систему пассажирских перевозок электробусов на автономном ходу.

Убрав с улиц дублирующие маршруты, ввели льготные пересадочные периоды, которые позволяют  добраться из одного конца города в другой по цене одной поездки. Разработали широкое тарифное меню, позволяющее за счет покупки абонементов экономить до 10 процентов с 1 поездки. Расширен перечень льготников - теперь льготные проездные могут покупать все школьники и студенты ссузов вне зависимости от дохода семьи. 

1 июля Кострома вступила в новую транспортную систему.  И как при любом масштабном деле, без сбоев не обошлось. Костромичи сообщали на горячую линию оператора перевозок, а также в социальных сетях о несоблюдении графиков движения транспорта на некоторых маршрутах. В некоторых автобусах не с первого раза срабатывала оплата проезда через валидатор. Где-то водители не включали кондиционеры. И все же основной вопрос был в недостатке автобусов на некоторых маршрутах. Это произошло из-за того, что свои обязательства в полном объеме смогли выполнить не все перевозчики. Проблемы с доставкой подвижного состава возникли у ООО «Красногорск-Авто». Причина - недопоставка на завод-изготовитель нужных комплектующих в связи с введенными санкциями со стороны недружественных стран. На сегодняшний день, все автобусы на месте в Костроме. Есть вопрос по комплектованию штата водителей. С этой же проблемой столкнулось государственное предприятие ПАТП-3. Оба предприятия активно ведут набор и обучение водителей. Заработная плата превышает среднюю по региону – порядка 60 тысяч рублей. Укомплектование штатов планируют завершить к концу августа. В настоящее время из 229 автобусов выходят на линию более 180 автобусов, это более 80% от плана. Все это будет учтено при расчетах с перевозчиками, заверили региональные власти. Главный принцип: на сколько процентов выполнил транспортную работу - столько и получил.

   
   

Для удобства костромичей до 60 минут увеличен период бесплатной пересадки. Рассматривается возможность изменения графика движения автобусов, чтобы увеличить оборот их движения.

Плюсы пошли вверх

С каждым днем оператор перевозок и региональный ЦУР фиксирует снижение обращений костромичей на горячую линию и в социальных сетях с замечаниями по новой схеме работы  общественного транспорта в Костроме. А вот положительных оценок становится больше. Костромичи оценили широкое тарифное меню, увеличение числа льготников, а также оперативное реагирование на вопросы и просьбы со стороны организатора и оператора перевозок.

«Я хочу обратить внимание на одно очень важное преимущество – возращение после очень долгого времени проездных для школьников и обучающихся ссузов.  Очень верное решение администрации Костромской области. Потому что наличие проездного, доступного всем, – это еще один шаг для обеспечения безопасности детей. Костромская молодежь активная, ездят не только в школу, но и посещают различные кружки и секции. И это не всегда рядом с домом, до специализированных нужно добираться на транспорте. Теперь родители будут уверены, что дети едут в надежном, безопасном транспорте», - отметила уполномоченный по защите прав детей Татьяна Быстрякова.

«СберТройка» и новые возможности

Теперь оплачивать проезд можно картой любого банка (для льготных категорий – платежной системы МИР), а также транспортной картой «Тройка». По данным СберТройки, уже 79% пассажиров оплачивают проезд  банковскими картами. Еще 20% приходится на оплату наличными. На карты «Тройка» приходится менее 1%. Как отметил и.о. управляющего Костромским отделением ПАО Сбербанк Николай Новожилов, подавляющий процент функционала платежного решения СберТройки на сегодняшний день в Костроме работает успешно. Это и оплата по банковским картам, и оплата по льготным абонементам и гражданским абонементам, а также пересадка по банковским картам. А также бесплатная пересадка по банковским картам.

Остается в работе небольшой перечень технических вопросов, в том числе, реализация бесплатной пересадки по картам «Тройка». Но и эту проблему обещают решить в начале сентября. При этом Костромская область будет первым регионом в стране после Москвы, где это решение станет доступным жителям с использованием данных карт в качестве кошелька.

«И это будет сделано»

«На деле мы видим, какая колоссальная работа была проведена в Костроме со стороны региональных властей. Транспорт действительно стал комфортным и качественным. Некоторые логистические цепочки еще необходимо тестировать и корректировать, для большей и максимально комфортной схемы передвижения в городе. И  это будет сделано», - уверен председатель Совета отцов Костромской области, член коллегии регионального департамента образования и науки Сергей Кириллов.

В успешности и правильности решений администрации Костромской области уверен и директор направления бизнес-блока ВЭБ.РФ Андрей Ли. Аналогичная система успешно работает в таких городах, как Тверь, Пермь, Новокузнецк.

«На контрактную систему отношений должны постепенно перейти все города в стране. Во многих городах эта система уже внедрена. И я, честно говоря, не знаю таких примеров, где бы на запуске реформы это проходило гладко. Особенно в тех городах, где преобладали частные перевозчики. При переходе на контрактную систему бывает много сбоев. Но все эти неприятности решаются и сглаживаются в течение пары месяцев», - прокомментировал одному из федеральных изданий директор направления бизнес-блока ВЭБ.РФ Андрей Ли.