На кончиках пальцев. Люди с нарушениями зрения прикоснутся к искусству

В Костромском музее-заповеднике появились тактильные картины, благодаря которым люди, имеющие проблемы со зрением, могут по-своему - с помощью рук - познакомиться с картинами известных художников.

   
   

Особый взгляд

В начале года Костромской музей-заповедник стал победителем конкурса благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». Он занимается развитием культурной среды в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд». Так, в музее-заповеднике появились тактильные копии пяти работ: «Данте» Ильи Репина, «Гулянье» Бориса Кустодиева, «Дева на Звере» Натальи Гончаровой, а также «Портрет девочки в жёлтом платье» и «Портрет мальчика с книгой» кисти неизвестного художника. Их создали специально для слабовидящих и слепых людей.

«Картины представляют каждый временной период развития русского искусства. Все работы снабжены этикетками со шрифтом Брайля. Мы брали картины, на которых изображён человек, в частности портреты. Это наиболее понятный жанр, с него начинается русское искусство», - рассказала старший научный сотрудник Костромского музея-заповедника Мария Павлова.

Тактильные модели четырёх картин создали из пластика. Они представляют собой проработанную копию реальной живописной работы, но в сером цвете. Прикасаясь к тактильной модели, слепые и слабовидящие люди могут представить картину такой, какая она есть.

«Сейчас важно создавать инклюзивную среду в учреждениях культуры. В рамках программы для музеев изготавливают тактильные модели картин. Они должны быть понятны незрячему человеку, чтобы он смог «прощупать» основные смыслы и детали картины», - отметила руководитель программы «Особый взгляд» Ксения Дмитриева.

Рельефные копии интересно рассматривать не только слабовидящим или слепым. Это также хорошая возможность для людей понять друг друга. Важно знать, что человек с нарушениями зрения также чувствует искусство, а возможно, даже острее.

Живопись на ощупь

Создание тактильной модели – это сложный и кропотливый процесс. Необходимо сделать картину объёмной и, главное, понятной для слабовидящих и слепых людей. Существует два типа моделей: рельеф и тактильная графика.

   
   

«Рельеф изготавливается скульптором вручную из белого пластика. Он переносит фактуру на модель в соответствии с видением художника. Толщина тактильной модели достаточно большая, что позволяет более реалистично передать изображение», - рассказала художник мастерской тактильных моделей Галина Воробьёва.

Сначала скульптор внимательно рассматривает картину. После он создаёт набросок будущей объёмной работы и модель из пластилина. Важно, чтобы тактильную копию попробовали «прочесть» люди с нарушением зрения. Только после этого модель отливается в пластике.

Одну из картин для Костромского музея-заповедника оставили цветной, но превратили в тактильную графику. Работу художника Бориса Кустодиева «Гулянье» изготовили в технике цветной УФ-печати.

«У тактильной графики возможностей немного меньше, чем у тактильной модели. Это не объёмное изображение, но со специальным рельефом. Здесь мы используем более условные обозначения предметов, чтобы человек мог отличить одну поверхность от другой: волны на воде или деревья. Такая техника используется более восьми лет в России», - отметила специалист.

Экспозицию с тактильной графикой и рельефами откроют в областной столице уже в октябре. Люди с нарушениями зрения смогут, в буквальном смысле, прикоснуться к искусству. Рядом с каждой картиной установят специальную этикетку со шрифтом Брайля, которая расскажет о картине и о том, что на ней изображено. Копии картин станут частью экспозиции «Вехи искусства», которая находится в Романовском музее.

Кстати

Программа для поддержки людей с нарушениями зрения существует несколько лет. Более 60 музеев по всей России уже получили тактильные модели памятников архитектуры и картин. В этом году с работниками музеем также проведут консультации об организации экскурсий с незрячими и слабовидящими людьми.