Пока с троллейбусами. В Костроме началась транспортная реформа

С 1 октября в Костроме введена новая маршрутная сеть общественного транспорта. Таким образом положено начало первому этапу реформы. Начало второго, главного, этапа перенесли с весны на 1 июля 2023 года.

   
   

Социалка – по пути

Начавшаяся в Костроме транспортная реформа рассчитана на ближайшие семь лет. Уже заключены муниципальные контракты по 31 автобусному и шести троллейбусным маршрутам. Раньше, как известно, было 45 маршрутов, теперь на восемь меньше. Всего будут работать 14 перевозчиков, в том числе МУП «Троллейбусное управление». Контракты с перевозчиками заключены на срок до девяти месяцев.

«Контракты с перевозчиками заключены на первый этап реформы – до 1 июля. На это время подвижной состав останется прежним. В эти контракты мы ряд изменений внесли относительно ответственности перевозчиков за качество предоставляемых услуг. Дополнительно будут штрафные санкции за срывы рейсов, за работу с неисправным валидатором, также за грязь в автобусах», – пояснил на пресс-конференции начальник управления городского пассажирского транспорта администрации Костромы Сергей Будько.

«Часть маршрутов будет продлена, а также изменена с учётом пожеланий горожан. Например, маршруты автобусов № 2, 23, 49 с конечной остановкой в посёлке Волжский будут продлены до посёлка Первый, – сообщила пресс-служба администрации Костромы. – С введением новой схемы улучшится транспортная доступность объектов социальной сферы. К примеру, автобусы маршрута № 94 теперь будут следовать по улицам Свердлова – Скворцова – Никитской в обоих направлениях. На этом пути расположена значительная часть социальных учреждений, в том числе отделение Пенсионного фонда, департамент социальной защиты и другие. Новая маршрутная сеть позволит охватить транспортным обслуживанием все районы города».

Интрига без развязки

Напомним, что при обсуждении реформы была интрига с троллейбусами, которыми пользуются лишь 6% костромичей. Это проблемный момент: как оказалось, пока у властей нет возможности заменить троллейбусы полностью.

«Загрузка троллейбусов достаточно низкая, они не так востребованы, как автобусы. Непонятно, что с этим делать: то ли менять электролинии, то ли покупать самоходные машины. Мешок денег – один. Соответственно мы можем его потратить на замену полностью всего парка подвижного состава автобусов или покупать дорогие троллейбусы, – рассказал Сергей Будько. – Но тогда мы заменим часть транспорта, который сейчас не устраивает жителей. Пока окончательного решения нет».

Секрет брутто-контрактов

С середины следующего года, на втором этапе реформы, пассажиров ждут большие перемены. Все без исключения 285 единиц транспорта планируется заменить на новые, из которых треть – большой вместимости. Все автобусы будут оснащены новым оборудованием. Но есть и ключевая экономическая новация.

   
   

«Реформа подразумевает, что автобусы будут ездить без срывов расписания, им будет невыгодно задерживаться. Работать будем по системе брутто-контрактов. То есть мы платим перевозчику за километраж, а не за количество перевезённых пассажиров. Даже если автобус поедет поздно вечером пустым, но соблюдая расписание, перевозчик всё равно получит деньги», – подчёркивал в июне этого года идеолог реформы заместитель губернатора Костромской области Юрий Маков.

По расчётам властей, километраж, который пройдёт автобус, будет умножаться на тариф, которых будет три: для транспорта большой, средней и малой вместимости. Так, по методике Минтранса РФ, которая учитывает все затраты на содержание автобуса плюс лизинговые платежи, будет обсчитываться стоимость пробега 1 км по Костроме.

Пока стоимость одной поездки, заложенная в расчёты реформы, – 30 руб. И здесь пассажиров подстерегает неожиданность. По закону стоимость проезда может меняться один раз в год, если нет кардинальных перемен. Так вот, по утверждению Юрия Макова, транспортная реформа – «это существенное условие, которое даёт право изменять тариф два раза в течение года». «И транспортники, и перевозчики понимают одно: если не поднять стоимость проезда, зиму автобусы не переживут, они просто не доездят», – считает чиновник.