Сейчас в России, по данным Минстроя РФ, реализуется более полутора тысяч концессионных соглашений в области ЖКХ. Объём заключенных концессионных соглашений в сфере ЖКХ вырос на 25% только за первый квартал 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и достиг 533 млрд руб. Такие проекты более чем актуальны в условиях скудного бюджетного финансирования. Причиной тому особенности концессии: это форма государственно-частного партнёрства, которая предусматривает передачу госимущества на определённый срок частному инвестору, который должен осуществить строительство (реконструкцию) переданного имущества и имеет право получать доход от его использования.
Износ сетей в среднем достигает 80%, и для их модернизации требуются значительные средства, которых сегодня нет ни в бюджетах регионов, ни у организаций ЖКХ, работающих в рамках госрегулирования тарифов. Тогда и приходит на помощь концессия: деньги на модернизацию берутся у частных инвесторов.
Муниципальные власти Костромы уже оценили плюсы. Так начальник управления ЖКХ администрации города Костромы Ольга Кургинова заявила: «Мы считаем, что реализацию концессии надо продолжать. Плюсы от реализации соглашения есть, может быть не в том объёме, в котором хотелось бы их видеть, но количество отключений мы сократили на 11% по сравнению с 2019 годом».
Однако отраслевые эксперты отмечают и явный недостаток концессии. Из-за длительности срока соглашения невозможно заранее предусмотреть все обстоятельств и риски, которые могут возникнуть из-за изменения экономических реалий. К примеру, очевидно, что в 2019 году было невозможно спрогнозировать существенный рост стоимости многих стройматериалов в 2021-2022 годах вследствие сначала ограничительных мер в период пандемии, а затем санкционного давления Запада. Как отмечают в «ТГК-2» концессионное соглашение, заключенное между Администрацией г. Костромы и ПАО «ТГК-2» в июне 2019 года, на сегодняшний день требует пересмотра в связи с неэффективностью его экономической модели, на которую существенное влияние оказала кризисная ситуация, в том числе, в результате санкционного давления. Произошло существенное увеличение цен на строительные ресурсы: на металлоизделия и трубную продукцию, удорожание стоимости подрядных работ, транспортные расходы.
Так, рост цен на строительные материалы в РФ в апреле 2022 года по сравнению с апрелем 2021 года составил 31,4%, по данным Росстата РФ. Стройматериалы и сейчас продолжают дорожать в среднем быстрее уровня инфляции. В апреле этого года замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов говорил о том, что вводить государственное регулирование в отношении стройматериалов власти не планируют, но вырабатывают механизмы, чтобы "избежать скачкообразного роста цен".
Итак, поскольку экономическая ситуация кардинально изменилась, а проблемы ЖКХ города требуют непрерывных работ над их устранением, по оценке "ТГК-2", требуется корректировка параметров концессионного соглашения "путём выработки совместного решения сторон в части изменения объёмов и сроков проводимых работ на объектах концессионного имущества, корректировки стоимости мероприятий".
Отметим, что при подготовке к отопительному сезону «ТГК-2» планирует осуществить комплекс мероприятий по ремонту и реконструкции тепловых сетей в рамках инвестпрограммы на 2022 год в полном объёме.