Дороги и тротуары, которые превратились в каток после оттепели, нужно обрабатывать совсем по-другому, нежели раньше. Так считают областные власти, и, если новшество будет успешным, это сбережёт от ущерба обувь костромичей и лапы собак, убавит работы травматологам, хотя прибавит хлопот дорожникам.
«Очень травмоопасно»
«Ливневые дожди за ночь перешли на отрицательные температуры, и половина нашей области превратилась в каток. В населённых пунктах возникают проблемы с обработкой тротуаров, – заметил 23 января в своём официальном телеграм-канале губернатор Костромской области Сергей Ситников. – Травматизм есть, и серьёзный. Использование песко-соляной смеси приводит к тому, что на дорогах образуются бугры, что очень травмоопасно. При обработке тротуаров надо применять чистый песок, без соли».
Итогом стало поручение местным главам «как можно быстрее заготавливать и сохранять песок либо в самые короткие сроки завозить его с действующих карьеров».
Такой поворот, вероятно, будет совершить непросто. Скажем, только в ночь на 21 января, по информации пресс-службы мэрии города Костромы, дорожники высыпали на улицы 165 тонн песко-соляной смеси. Ведь этот противогололёдный реагент применяется с незапамятных времён во всех городах и весях, а в период бюджетных напрягов он обладает весомым преимуществом: ингредиенты доступны и стоят дёшево, особых условий хранения не требуют.
Да, в некоторых российских мегаполисах (Москве, Уфе, Новосибирске) от песко-соляной смеси отказались по причине экологической опасности и неэстетичности, но на это находятся контраргументы, и дискуссии не прекращаются.
«Роликовый эффект»
Тема, что и говорить, вечная. В соцсетях и раньше, и сейчас можно найти немало эмоций в стиле: «Почему у нас в Костроме всё сплошь засыпано песком в огромном количестве? Неужели нельзя использовать современные реагенты? Обязательно песок и соль, а оставшуюся кашу потом не убирать?!». Зачастую рядом стоят ремарки: «Где-то противогололёдная обработка – с избытком, а чуть дальше – её нет совсем»; «При серьёзных морозах ниже минус 10 градусов техническая соль неэффективна, а вот грязь на дорогах и обочинах гарантирована».
«Песко-соляная смесь не плавит лёд, а если и делает это, то очень плохо. Выбитый колёсами и сметённый спецтехникой песок быстро оказывается на обочинах дорог, а сама поверхность продолжает быть скользкой. Когда весной всё подсохнет, песок создаёт «роликовый эффект». Коэффициент сцепления колеса на посыпанной песком дороге в три раза ниже нормативного, – сообщают эксперты федерального РосдорНИИ, добавляя, что после анализа дорожного смета в городах России выяснилось, что в нём содержатся свинец, мышьяк, цинк, кадмий, нефтепродукты в концентрациях, сильно превышающих допустимую норму: - Вещества относятся ко второму классу опасных веществ, что может вызывать сердечно-сосудистые и аллергические заболевания».
Отказавшись от смеси, можно попробовать чистый песок, и первые результаты костромичи увидят уже нынешней зимой. Песок, как показывает практика, довольно эффективное средство: работает мгновенно, при любой температуре и даже вместе со снегом. К тому же экологически безопасен: не портит обувь, не вредит животным и природе. И, конечно, дешевле реагентов. Но, увы, есть риск забивания ливневой канализации, а также скопления грязи весной и пыли – летом.
И другие варианты
Ничто не ново под луной, впрочем. В СССР в борьбе с гололёдом много лет использовался только песок. Потом стали добавлять соль, и сразу выяснилось, что обувь стареет намного быстрее, появляются белые разводы, а швы могут разойтись. Приходилось тратиться на антисолевой спрей. Собакам же после прогулок нужно промывать лапы тёплой водой с мылом, чтобы защитить подушечки от раздражений, которые вызывает соль.
Есть вариант сложнее – обработка улиц солевым раствором. Но дело в том, что «алгоритм обработки солевым раствором отличается от обработки песко-соляной смесью». Как отмечают специалисты МКУ города Костромы «Дорожное хозяйство», смесь используют при выпадении снега, а раствором обрабатывают ещё до того, как начался снегопад. Есть и строгие температурные ограничения.
Перейдёт ли Кострома на обработку дорог и тротуаров новыми методами, покажет время.