Проект строительства обхода Костромы со вторым мостом, старт которого власти региона анонсировали на этот год, опять притормозил. Конкретные сроки уже не называются. Видимо, опыт сложных согласований приучил чиновников к осторожности. Раздумывая на этим, костромичи отмечают обидное неравноправие регионов в их отношениях с федеральным центром.
Три миссии проекта
Ещё совсем недавно казалось, что начало строительства обхода Костромы со вторым мостом в нынешнем году – реальность. В августе Федеральное дорожное агентство РФ официально зарезервировало участки для строительства. На этих землях будет действовать мораторий на строительство новых объектов.
Было также подтверждено, что маршрут обхода, по проекту, начнётся от деревни Зарубино, пересечёт дороги на Нерехту, Иваново, Красное-на-Волге и выйдет на трассу Кострома – Шарья -Киров - Пермь. У Зарубино – первая из шести развязок. По ней можно будет выехать на трассы Кострома - Иваново, Кострома – Шарья - Киров – Пермь, Кострома – Нерехта, Кострома – Красное-на-Волге и Кострома – Заволжск. Стоимость проекта оценивалась в 30 млрд руб. Датой завершения строительства назывался 2026 год.
Эта новая транспортная развязка протяжённостью около 33 километров должна будет выполнить три миссии. Во-первых, обеспечить прямую связь между федеральными трассами на Москву, Иваново и Екатеринбург. Во-вторых, избавить центральную часть Костромы от потока большегрузных машин. И конечно же, позитивно повлиять как на экологическую обстановку, так и развитие областной экономики.
Сейчас в Костроме один мост через Волгу соединяет три федеральные трассы, по нему следует большой поток грузового транспорта. Всего в день по мосту проезжает порядка 50 тыс. автомобилей. На нём регулярно возникают пробки, он уже не справляется с текущей нагрузкой. Новая развязка снизит нагрузку на нынешний мост, по расчётам, сразу на 30%.
В сентябре 2019 года прошла первичная геологоразведка в акватории Волги. Сейчас, по сообщению департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, заканчивается подготовка обоснования инвестиций, после чего проект должен пройти экспертизу. Следом за этим – его включение в федеральную программу строительства автомобильных дорог. И уже в дальнейшем последует многомиллиардное федеральное финансирование. За 3,5 месяца, оставшихся до конца 2022 года, провести такую работу невозможно, а значит, и начать строительство.
Срок начала работ приходится переносить, как это было и в 2020, и в 2021 году. Поскольку ресурсы в руках центра, то многие костромичи остро отреагировали на сообщения о том, что соседям-ярославцам федеральные власти содействуют в создании третьего моста через Волгу. Процесс, что называется, пошёл: материалы по технико-ценовому аудиту моста подрядчик подаёт в Главгосэкспертизу.
В Нее – замена двух мостов
Впрочем, нельзя сводить проблематику только к уже ставшему легендарным второму мосту. Если до 2012 года на протяжении десятка лет капитальные ремонты мостов в регионе не проводились, то в последние годы выполнены работы на 66 мостах и путепроводах протяжённостью 3 километра. В нынешнем году работы будут проведены ещё на нескольких объектах.
На реконструкцию моста через реку Тожега по нацпроекту БКД привлечено 63 млн руб. На месте старой переправы появится современный железобетонный мост длинной 23 и шириной 10 метров. На период монтажных работ движение транспорта организовано по объездной дороге и временному мосту.
В Нейском районе – важное строительство железобетонного моста через реку Тожега на подъезде к посёлку Коммунар. Стоимость работ – 63 млн руб. Также в Нейском районе на дороге Нея – Вожерово вместо старой деревянной переправы через реку Кильню возведут современный железобетонный мост. Эта дорога связывает с райцентром посёлки и деревни, где живут сотни людей.
Есть проект завершения капитального ремонта моста через реку Вохма в Вохомском районе и реконструкцию мостового перехода через реку Сентега на подъезде к Контеево в Буйском районе. Кроме того, нужно назвать такие важные проекты, как капремонт переправ через болото и реку Ракостель на дороге Судиславль – Галич - Чухлома в Судиславском и Чухломском районах.
Всего в 2022 году по нацпроекту БКД будет отремонтировано пять мостов общей протяжённостью более 300 метров.