В 2021 году на правительственном уровне принята Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Она была разработана Минэкономразвития РФ совместно с Минпромторгом. Согласно Концепции, к 2030 году каждый десятый выпускаемый в России автомобиль должен быть электромобилем. Для их обслуживания будут введены в эксплуатацию более 25 тысяч быстрых зарядных станций. В рамках реализации Концепции в 2022 году уже произведено более 1,7 тыс. электромобилей и введено в эксплуатацию около 440 быстрых зарядных станций в 12 пилотных регионах и на трассе М4 «Дон».
Плюс для экологии и кошелька
Чем же так хороши электромобили? Ведь они дороже своих бензиновых собратьев. Прежде всего, своей экономичностью. Владельцы электрического автотранспорта отмечают, что тратят на заправку своего «железного коня» значительно меньше. Да и процесс подзарядки не долог – при достаточной мощности электрозаправки зарядить машину можно всего за полчаса. С учетом того, что станции размещают рядом с торговыми центрами, гостиницами, владелец авто эти полчаса даже не заметит. И содержание таких машин тоже намного дешевле.
Кроме того, чтобы заинтересовать потенциальных покупателей приобретать именно электромобили на федеральном и региональных уровнях вводятся преференции. В частности, в 2023 году владельцы транспорта на электроходу, как отечественного, так и зарубежного производства, могут бесплатно ездить по платным федеральным трассам, могут рассчитывать на различные льготы при растаможке, а также на налоговые льготы - снижение ставки налога на добавленную стоимость, освобождение от уплаты таможенных сборов и прочее.
В регионах, в том числе, и в Костроме, физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, оснащенные исключительно электрическими двигателями, освобождены от уплаты транспортного налога. В ряде регионов они не платят за парковочные места. Есть и другие привилегии.
Привлекают внимание покупателей и экологические характеристики такого транспорта. Никаких выхлопных газов, а, значит, и ущерба окружающей среде.
Региональный аспект
В Костроме электроавтомобилей еще не так много - чуть больше 40, но их количество постоянно увеличивается. Да и гости города все чаще стали приезжать к нам именно на таком современном транспорте. Поэтому первые три зарядные станции появились около отелей.
«Отель «Островский» изначально строился с учетом современных запросов гостей. Один из них – зарядные устройства для электромобилей. Мы смотрим вперед на много лет. Количество электромобилей растет, увеличивается количество гостей, которые приезжают к нам на этом современном виде транспорта, зарядные станции пользуются спросом. В этом году приезжает до 10 таких гостей в месяц. И для них эта услуга бесплатная», - отметила управляющий отеля «Островский» Ольга Комарова.
Развивать инфраструктуру для зарядки электромобилей Костромская область будет с помощью федеральных средств. В конце прошлого года регион разработал и представил конкурсную документацию, по результатам рассмотрения которой вошел в число 40 пилотных субъектов РФ, которым из федерального бюджета будут выделены средства на возмещение части затрат предпринимателей на технологическое присоединение станций и покупку специализированного оборудования. Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области уже ведет переговоры с потенциальными инвесторами.
Электробусы – в приоритете
Зарядные станции могут использоваться не только для личного, но и общественного автотранспорта с электродвигателями нового поколения.
Новые современные модели электробусов выпускают практически все крупные производители общественного автомобильного транспорта – КАМАЗ, ЛИАЗ и другие. Этот удобный и простой в обслуживании транспорт постепенно вытесняет обычные автобусы и уже технически и морально устаревшие троллейбусы. Так, недавно в СМИ прошла информация, что в Москве они обслуживают уже 90 маршрутов. В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» в этом году впервые в субъекты будут поставлены электробусы и установлены для них зарядные станции.
Кстати, еще несколько лет назад наличие троллейбусных линий в городе Академик Российской Академии транспорта, д.т.н., профессор Валентин Киселев назвал анахронизмом. Среди причин он назвал низкую маневренность при движении троллейбусов, высокую стоимость производства контактной сети и содержания в эксплуатации, наличие опор контактной сети, что требует отвода определённой территории на тротуарах или части дорожного полотна городской магистрали, а также снижение напряжения в контактной сети при следования по одному маршруту увеличенного числа троллейбусов, что приводит к нарушению графика движения. Кроме того, эксперт отметил, что наличие на городских улицах контактной сети троллейбусов создаёт определённые трудности при транспортировке по ним крупногабаритных грузов.
«На основании вышеизложенного, считаю замену троллейбусов в городе на другие виды транспорта, не связанных с контактной сетью, прогрессивным техническим решением», – прокомментировал Академик Российской Академии транспорта, д.т.н., профессор Валентин Киселев.
Новой программе быть
Задумываются над закупкой электробусов и в Костроме, где с 1 июля на троллейбусные маршруты вышли автобусы. Причина – и техническая, и экономическая. Из 24 имеющихся троллейбусов на линии могли выходить только 12. И перевозили они не более 5% от всего пассажиропотока в Костроме. Троллейбусные маршруты формировались в 70-е годы прошлого века. Они уже давно не устраивали костромичей. Кострома активно развивается, построены новые большие микрорайоны. Износ самих троллейбусов, а, самое главное, необходимой инфраструктуры для них – это тяговые подстанции, кабельное хозяйство, электростолбы, трансформаторы – практически 100%.
Как отмечают эксперты, в сфере развития автомобильного пассажирского транспорта в городах, власти Костромы приняли взвешенное и обоснованное решение по замене в текущей ситуации троллейбусов на автобусы.
А проблема содержания и развития пассажирского электротранспорта существует во многих регионах России, сказал на заседании Государственной Думы Вячеслав Володин. Председатель Госдумы отметил, что регионы не могут самостоятельно восстановить изношенное хозяйство троллейбусных и трамвайных предприятий, и поручил министерству транспорта разработать программу развития электрического транспорта, с федеральным финансированием.
«Электротранспорт с автономным ходом – это будущее для большинства крупных городов. Опираясь на возможности федерального бюджета, федеральной программы, мы всегда можем вернуться к электротранспорту с автономным ходом», - прокомментировал депутат Государственной Думы от Костромской области Алексей Ситников.